Западно-Байкальская прокуратура

Разъяснение законодательства о мерах по предупреждению коррупции в организациях

 

Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции предусмотрена ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- сотрудничество организации с правоохранительными органами;

- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В рамках указанных требований закона в организациях разрабатываются и утверждаются антикоррупционные документы, в т.ч. положение о комиссии по противодействию коррупции, кодекс этики и служебного поведения работников, положение по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в организации, план мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение и выявление коррупции.

Кроме того, положения о противодействии коррупции могут включаться также в трудовые договоры с сотрудниками и в договоры, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности организации.

Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для определенной категории лиц, работающих в организации, в т.ч. руководства организации; лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики; работниками, чья деятельность связана с коррупционными рисками; лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит и т.д.

При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

 

Несанкционированный пал сухой растительности запрещён законом

 

В настоящее время пал сухой растительности, особенно на сельскохозяйственных угодьях, носит массовый характер и является распространённым у населения методом очистки земель от прошлогодней растительности.

Между тем, несанкционированный пал сухой растительности создаёт реальную угрозу повреждения и уничтожения лесных насаждений, жилых домов, зданий, сооружений и иных объектов экономики, а также здоровью и жизни людей.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, запрещают выжигание сухой травянистой растительности, стерни и пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населённых пунктов.

Нарушение установленных запретов влечёт административную либо уголовную ответственность в зависимости от степени наступивших вредных последствий.

Так, административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая в зависимости от обстоятельств его совершения и размера причиненного ущерба может повлечь назначение наказания в виде административного штрафа.

За нарушение правил пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима (ч.2 ст.20.4 КоАП РФ) предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 20 тысяч рублей, на должностных лиц от 30 до 60 тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от 60 до 80 тысяч рублей, на юридических лиц от 400 до 800 тысяч рублей.

Кроме того, за указанные деяния законом предусмотрена возможность административного приостановления деятельности предпринимателей и юридических лиц на срок до 30 суток.

Неосторожное уничтожение или повреждение огнём чужого имущества на сумму свыше 250 тысяч рублей является преступлением, предусмотренным ст. 168 УК РФ и влекущим наказание до 1 года лишения свободы.

Согласно Правилам пожарной безопасности в лесах, утвержденнымпостановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах, в числе прочегозапрещается:

– использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни) в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев;

– бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло, в т.ч. стеклянные бутылки, банки и др.;

– оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы в не предусмотренных специально для этого местах;

– заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.

Административная ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах установлена ст. 8.32 КоАП РФ, которая предусматривает наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб., на должностных лиц от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, на юридических лицо от 100 тыс. до 400 тыс. рублей.

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима (ч.3 ст.8.32 КоАП РФ) влечет более суровое наказание. А в случае наступления более тяжких последствий, определенных Уголовным кодексом Российской Федерации, нарушителям грозит уголовная ответственность.

Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращенияс огнем или иными источниками повышенной опасности влечёт наступление уголовной ответственности по ст. 261 УК РФ с назначением наказания до 4 лет лишения свободы.При этом значительным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям и иным насаждениям, превышающий десять тысяч рублей, крупным ущербом - пятьдесят тысяч рублей.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану, до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров, оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров.

В связи с этим Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратурапризывает граждан проявлять бдительность и в случае обнаружения фактов пала сухой растительности и пожаров в лесах незамедлительно сообщать о них в уполномоченные экстренные службы по телефонам «01», «101» и «112».

 

                                                                   Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура

 

 

НОВЫЙ ВИД ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

 

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) введено новое понятие: «побочные продукты производства».

Побочный продукт производства – это вещества, предметы, которые образуются в ходе производства основной продукции либо выполнения работ, оказания услуг и не являются целью такого производства, работ, услуг.

Вместе с тем, такие вещества, предметы должны быть пригодны в качестве сырья в последующем производстве или же для потребления в качестве продукции.

В силу п. 1 ст. 51.1 Федерального закона № 7-ФЗ обязанность по отнесению веществ и (или) предметов к отходам либо побочным продуктам производства возлагается на юридических лица и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются такие вещества и (или) предметы, не являющиеся продукцией производства.

Пунктом 8 ст. 51.1 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что побочные продукты производства признаются отходами в случае:

1) размещения побочных продуктов производства на объектах размещения отходов;

2) неиспользования побочных продуктов в собственном производстве либо передачи другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к побочным продуктам производства.

Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2022 № 4249-р установлен перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства.

В случае, если побочные продукты признаны отходами, необходимо внести плату за НВОС как за размещение.Плата за НВОС за размещение отходов в виде побочных продуктов вносится по итогам истекшего года, квартальные авансовые платежи по этому виду платы не предусмотрены.

С учетом вступления в силу с 01.03.2023 статьи 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плата за НВОС за побочные продукты производства подлежит внесению не позднее 01.03.2024.

За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотрена административная ответственность по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме этого, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ).

помощник Западно-Байкальского межрайонного

природоохранного прокурора

А.В. Колесникова

НЕ ОСТАВЛЯЙ МУСОР НА БАЙКАЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ!!!

Ежегодно в границах Байкальской природной территории образуется более 1 млн. тонн твёрдых коммунальных отходов, ликвидируется около 200 несанкционированных свалок.

Каждый может принять непосредственное участие в сохранении уникальной экосистемы озера Байкал и не допустить образования новых незаконных мест складирования отходов.

 

ЧТО ПОМОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ:

  1. Активное экологическое просвещение, образование и воспитание, сознательность граждан;
  2. Раздельный сбор отходов с последующей их сдаче й на специальные пункты для переработки;
  3. Накопление отходов в специально отведённых для этого местах (площадки временного накопления отходов, контейнерные площадки)
  4. Повторное использование отходов в качестве вторичного материального ресурса (сырья);
  5. Проведение общественных мероприятий по сбору отходов.

О ФАКТАХ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ НА БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНО ТЕРРИТОРИИ МОЖНО СООБЩИТЬ:

Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории

 

г. Иркутск, ул. Российская 17, индекс 664025

Тел. 8(3952) 763-808

Электронная почта: rpn38@rpn.gov.ru

kanc@rpnirk.ru

Служба государственного экологического контроля Иркутской области

 

 

г. Иркутск, ул. Поленова35 В, индекс 664027

Тел. 8(3952) 28-05-11

Электронная почта: econadzor@govirk.ru

Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора

 

г. Чита, ул. Амурская91/15, индекс 672090

Тел. 8(3022) 35-64-91

Электронная почта: rpn75@rpn.gov.ru

 

г. Улан-Удэ, ул. Ленина57, индекс 670000

Тел. 8(3012) 21-31-55

Электронная почта: rpn03@rpn.gov.ru

Республиканская служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования

(Бурприроднадзор)

г. Улан-Удэ, ул. Революции 1905 г. 11а, индекс 670034

Тел. 8(3012) 44-44-97

Электронная почта: info@rsbpn.gov.ru

 

Министерство природных ресурсов Забайкальского края

г. Чита, ул. Богомягкова, 23

Тел. 8(3022) 35-64-91

Электронная почта: info@minprir.e-zab.ru

 

 

ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДУСМОТРЕНА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ, АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

Административная

(Кодекс об административных правонарушениях РФ – КоАП РФ)

Уголовная

(Уголовный кодекс РФ – УК РФ)

1

Ст. 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении (сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании) с отходами производства и потребления

Ответственность для граждан в виде административного штрафа в размере от 2 до 70 тыс. руб.; должностных лиц в размере от 10 до 100 тыс. руб., ИП – от 30 до 80 тыс. руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток; адических лиц – от 100 до 700 тыс руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток, кроме того могут быть изъяты транспортные средства, являющиеся орудием преступления

Ст. 247 Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

Ответственность – наказание в виде штрафа в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо ограничения свободы на срок до 2 лет, либо принудительных работ на срок до 2 лет, либо лишения свободы на тот же срок.

При наличии последствий, связанных с причинением вреда здоровью человека, массовой гибельюживотных, а также повлекших по неосторожности смерть человека или массовое заболевание людей может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до восьми лет

2

Ст. 8.2.3.Несоблюдение требований в областиохраны окружающей среды при обращении (сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании) с отходами животноводства

Ответственность для граждан в виде административного штрафа в размере от 2 до 9 тыс. руб.; должностных лиц в размере от 30 до 80 тыс. руб., ИП – от 50 до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток; юридических лиц – от 250 до 900 тыс. руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток

 

Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет требования, предъявляемые к расстоянию построек от уреза воды рек

 

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ на водоохранных зонах, т.е. территориях, которые примыкают к береговой линии рек, устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохранной зоны рек зависит от их протяженности и устанавливается от их истока для рек протяженностью:

– до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

–от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

–от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Для реки протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой.

В целях охраны водного объекта законом установлены режимные ограничения в границах водоохранных зон и допустимые виды воздействия.

Так, строительство, эксплуатация хозяйственных и иных объектов в границах водоохранных зон допускаетсятолько при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

При этом необходимо учитывать, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы такого водного объекта составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, рек и ручьев, протяженностью от истока до устья не более чем десять километров, для которых ширина береговой полосы составляет пять метров.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства.

Однозначного ответа на вопрос каким должно быть расстояние от уреза воды до постройки в законодательстве нет, т.к. такое расстояние зависит от множества факторов, в том числе ширины береговой полосы, ширины или радиуса водоохранной зоны, назначения постройки, наличия на объекте сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод и т.д.

В границах водоохранных зон запрещаются:

–строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

–хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов.

 

Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура

Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет правила обращения с биологическими отходами

 

Биологическими отходами являются трупы животных и птиц, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным.

Биоотходы классифицируются как умеренно опасные и особо опасные. В свою очередь, к особо опасным относятся биологические отходы, зараженные возбудителями болезней животных.

Обращение с биологическими отходами должно осуществляться в соответствии с требованиями ветеринарных правил, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства России от 26.10.2020 № 626.

Утилизация умеренно опасных биологических отходов производится путем сжигания в специальных установках.

Захоронение таких биологических отходов допускается в исключительных случаях в скотомогильниках и биотермических ямах, при этом их строительство и ввод в эксплуатацию должны быть осуществлены до 31 декабря 2020 года.

Утилизация опасных биологических отходов должна производиться только путем их сжигания.

За нарушение ветеринарных правил при обращении с биоотходами предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа:

– на граждан в размере от 4 до 5 тысяч рублей;

– на должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей;

– на индивидуальных предпринимателей – от 40 до 50 тысяч рублей;

– на юридических лиц – от 500 до 700 тысяч рублей.

Также предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура

 

Как приобрести новогоднюю елку, не нарушив закон

 

Ель – один из самых главных традиционных символовНового года.
В преддверии новогодних праздников и Рождества Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о том, как правильно подойти к вопросу приобретения«зеленой красавицы», об ответственности занезаконнуюрубку лесных насаждений, а также обязанности возместить причиненный ущерб.

Ель или деревья других хвойных породдля новогодних праздников в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ относятся кнедревесным лесным ресурсам, а их сбор и заготовка представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса.

Право заготавливать деревья для новогодних праздников принадлежит арендаторам лесных участков. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки елей для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.

Главный атрибут Нового года можно приобрести на торговых площадках или так называемых елочных базарах.

У официальных торговых точек обязательно должна быть разрешительная документация, указывающая на то, что продажа хвойных деревьев производится в рамках закона.

Не рекомендуется покупать ельу частных лиц на необустроенных елочных базарах.

В преддверии Нового года с целью усиления контроля за незаконной вырубкой лесных насаждений формируются оперативные патрульные группы, в состав которых входят сотрудники лесничеств, полиции и иных надзорных органов.

За незаконную рубку лесных насаждений предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для граждан от 3 до 4 тысяч рублей, для должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей, для юридических лиц от 200 до 300 тысяч рублей (ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ).

В случае если ущерб, причиненный лесным насаждениям, превысит 5 тысяч рублей, виновному лицу будет грозить уголовная ответственность, предусмотренная ст. 260 УК РФ, в соответствии с которой возможно назначение наказания в виде лишения свободы.

Помимо основного наказания придется возместить ущерб и за каждое срубленное дерево. Например, за незаконную рубку одной ели, сосны, пихты или кедра придется внести более 5000 рублей. При этом в период новогодних праздников (ноябрь, декабрь и январь) ущерб подлежит исчислению в 2-кратном размере.

Таким образом, незаконная вырубка 1 дерева уже будет является уголовно-наказуемым деянием.

Кроме того, согласно положениям действующего законодательства, при задержании у лица, осуществляющего незаконную рубку лесных насаждений, конфискуется орудие совершения преступления – топор или пила, а также транспортное средство.

 

Западно-Байкальская межрайонная

природоохранная прокуратура